Тяжело смотреть на губы, которые нельзя поцеловать, но гораздо труднее смотреть на них, когда не знаешь, как их рисовать, а сделать это очень хочется 🙂
Губы — значимая часть портрета, без которой человеческое лицо не может существовать. Губы бывают пухлыми и тонкими, широкими и узкими, но внутренняя конструкция от их внешней конфигурации не изменяется — у разных видов она будет идентична.
Как нарисовать губы человека?
У прекрасной Клеопатры Антонио Фрилли — чувственные губы с хорошо выраженными формами. Рассмотрим, как рисовать губы на их примере.
Важно понимать элементы рта, так как губы не существуют сами по себе, а являются частью лица. Изучим эти детали перед тем, как приступать к рисованию.
Сверху губы стыкуются с поворотами области носогубной складки и небольшой ложбинкой — фильтрумом. Уголки губ образуют модиолус — это группа мышц и мягких тканей, похожих на пончик. В этом «пончике» уголок рта является его центром и углублением, а нижняя губа покоится на двух полукруглых структурах — основании нижней губы.
Невероятно ценно понимать рельеф сочетания этих элементов между собой и сечения форм. Легко наметим шестигранную область, в которую вписываются все части рта, и изучим пластику лица.
- Вертикальная ось рта не прямая: она стекает от фильтрума до подбородка, как горный ручеек. Движение этой линии то поворачивается ближе к горизонтали (по фильтруму, нижней губе и подбородку), то по вертикальной наклонной устремляется вниз (по верхней губе, основанию нижней губы).
- Модиолус образует округлые ниши в уголках рта, как будто сферической ложкой для мороженого образовали две шарообразные ямки.
- Сечения носогубной зоны и основания нижней губы опоясывают рот мягкими плавными движениями, а подбородок похож на выступающий шарик.
- Полученные сечения соединяем и получаем сетку, подсказывающую углубления и выступы силуэта губ.
Понимание взаимосвязи элементов рта и губ поможет нам в их рисовании. Обнаруженная сетка изгиба подсказывает направление штрихов, которыми мы будем создавать объем, а ось — наклоны граней губ и окружающей их массы лица.
Как нарисовать губы карандашом
Давайте посмотрим, как художники рисуют губы карандашами. У всех немного разная стилистика штриховки, но это не отменяет одинакового подхода к конструкции, причем Стен Прокопенко (1) и Коллин Барри (2) — современные художники, а Жан Батист Грез (3) — мастер эпохи рококо.
Если поверх их работ отметить абрисы губ, модиолусов, оснований, носогубых наклонов и фильтрума, то мы увидим, что составляющие элементы одинаковые. У них есть лишь небольшие различия по форме: к примеру, модиолус на рисунке 1 больше похож по форме на кешью, а модиолусы на 2 и 3 рисунках ближе к идеалу. Самые пухлые губы — вторые, по сравнению с остальными.
Также видна разная штриховальная техника. Она может быть более резкой, угловатой, а может — более мягкой и растушеванной.
- Стэн Прокопенко сочетает прямые тонкие штрихи, небольшую дуговую штриховку и широкие штрихи боком грифеля в тенях.
- Коллин Барри использует градиентные растяжки перехода из темного тона в тонкую штриховку. Мелкой штриховкой он образует повороты, а мягким тушевым тоном заливает тени и полутени.
- Жан Батист Грез тонкими штрихами показывает направление формы — эти штрихи пересекаются, и получается сетка. Смягчает сетку широкий штрих боком грифеля, а более жирные и яркие линии подчеркивают грани форм в тенях.
Всегда хочется заглянуть в мастерскую художника и подсмотреть, как он ведет работу: как же он строит, ставит линии, штрихует. Вы можете это сделать и подсмотреть за процессом рисования губ от Азата Нургалеева на YouTube-канале нашей школы по ссылке:
Видео-урок по рисованю губ от Азата Нургалеева
Рисуем губы поэтапно карандашом
Приступаем к рисованию губ сразу в двух ракурсах! Выбираем виды спереди и немного сбоку: ракурс спереди хорошо демонстрирует симметрию элементов, а на боковом виде удобно изучать силуэт изгиба губ.
Выбирайте для рисования графитный карандаш мягкостью НВ или В: более мягкие карандаши начнут излишне чернить рисунок. Также вы можете использовать самую простую круглую кисть в Procreate или Photoshop или кисточку, имитирующую карандаш.
Этап 1
Обозначаем шестигранником область расположения будущих губ. Вписываем в него круг на виде спереди, а на виде в 3/4 — эллипс. Горизонтальные углы шестигранника займут модиолусы.
Отмечаем вертикальную и горизонтальные оси, а вертикальную ось в позиции 3/4 гнем дугой, так как наши губы имеют сильный рельеф и выступают, как бочка сферы. Отмеченные нами круг и эллипс будут напоминать нам о сильном выступающем характере этого элемента лица.
Этап 2
Проверяем параллельность горизонтальных граней и осей. Нижние углы шестигранника немного шире расстояния между верхними. Верхние углы обозначают края крыльев носа, а нижние — ширину подбородка.
Этап 3
Отмечаем модиолусы округлостями и между ними помещаем ось рта. Гнем ее дугой на обоих ракурсах, так как рот — округлая структура. Отмечаем легкими штрихами край верхней и нижней губы и добавляем линию начала фильтрума под носом.
Этап 4
Добавим три круга: один — по центру верхней губы, два — по бокам от центральной оси на нижней губе. Эти кружочки показывают выступающие изгибы губ.
Этап 5
Соединяем дуги кругов на нижней губе изогнутой линией. У верхнего круга между уголками губы прогибаем округлую ложбинку фильтрума. Соединяем линией верхние уголки губ с уголками рта, вокруг уголков рта отмечаем небольшие окружности, обозначающие ямки модиолусов.
Этап 6
Замыкаем линию нижней губы от уголка изгиба губ до уголков рта. Отмечаем полукружиями две половинки основания нижней губы, а также показываем наклонными линиями изгибы этой конструкции. Рисуем полукруг между двумя нижними углами шестигранника — это подбородок.
Этап 7
Добавляем широкими штрихами боковинкой грифеля карандаша легкий тон по теневым граням. Небольшими штрихами подчеркиваем повороты формы из тени на свет.
Этап 8
Добавляем более темные и светлые штрихи, чтобы наши губы состояли из трех тонов: светлого, среднего и темного. Верхняя губа больше спрятана от света, поэтому затеняем ее, по сравнению с нижней губой. На этом этапе можем смелее показать повороты граней подбородка, основания нижней губы, изгиба губ, а поэтому поворотный штрих делаем более заметным.
Этап 9
Стираем лишние линии построения и добавляем контрастные удары тона по границам светотени и переломам формы. Voila! L’image des levres est pret!
У нас получилось с вами нарисовать губы Клеопатры. Зная этапы их рисования, вы теперь можете потренироваться на других референсах. Попробуйте выбрать более тонкие губы или губы с низко опущенными уголками рта.
А если вы хотите изучить не только губы, но и другие части лица, то на нашем курсе Портретный скетчинг вы сможете подробно исследовать строение лица, а главное, узнаете, как сочетать все элементы лица и соберете полноценный портрет. И не один 🙂